ZigaForm version 5.3.5
Меню Закрыть

Скорость катера

Теоретически возможная скорость судна

Расчетная скорость движения, заявленная производителем катера или корпуса судна при определенной мощности ПЛМ на практике зависит от многих факторов. Если идти против ветра и с полной нагрузкой — расход будет значительно выше, чем если в лодке один капитан и на воде полный штиль.

Производителем корпуса указывается, как правило, допустимый диапазон мощности подвесного мотора, с учетом особенностей строения корпуса, материала, веса и т.п.

Будь то парусник или катер, владельцу судна хорошо иметь представление, насколько быстро вы можете двигаться по воде, какой может быть максимальная скорость. Понимая это, и двигаясь в установленных пределах, управление будет безопасным.

Так же важно правильно выбрать мощность подвесного мотора так, чтобы выход на глиссирование был легким, скорость движения в крейсерской скорости достаточной для ваших целей.

Расчет скорости для глиссирующих лодок с подвесным мотором

Расчет скорости по методике Г.М. Новака для глиссирующих моторных лодок с подвесными моторами.

Теоретически возможную максимальную скорость можно определить по графику ниже, составленному по результатам большого числа испытаний.

Глиссирующие суда – способны развивать гораздо большие скорости и мощности мотора нужно значительно больше, чтобы поднять лодку на поверхность воды.

Условия для расчета – полезный вес (корпус, плм, судоводитель).

Чтобы вычислить скорость лодки умножим длину лодки (L), ширину (B), высоту борта на миделе (H). Взяв полученное значение можно определить максимальную скорость по графику ниже.

График ориентировочного расчета скорости и мощности двигателя моторных лодок. (15 проектов судов для любительской постройки, Г.М. Новак, 1975г.)

Формула скорости глиссирования Крауча

Формула, которую используют судостроители при проектирование корпусов, называется формулой Крауча (Crouch’s Planing Speed Formula). Применяют формулу Крауча в расчетах при определении мощности двигателя для достижения заданной скорости.

В расчете используется вес и мощность гребного винта (с предполагаемой эффективностью 50-60%). Длина лодки при этом не принимается в расчет, так как этот параметр не имеет значения для расчетов глиссирующих корпусов.

Формула Крауча
V = C/((DISP/HP)**0.5)

Где
V — скорость лодки в узлах;
C — константа (зависит от типа лодки);
DISP — водоизмещение (смещение) в фунтах;
HP — мощность гребного винта в лошадиных силах;

Значения некоторых констант C
150 – Типовой легкий глиссирующий катер
190 – Скоростные катера, легкие спортивные катера
210 – Гоночные лодки
220 – Гидропланы
230 – Гоночные катамараны, морские сани

График к формуле Крауча, показывает скорость, достижимую глиссирующим судном
График возможной скорости глиссирущего судна, как функция доступной мощности на валу двигателя. Формула Крауча

Формула расчета скорости (для водоизмещающих судов)

Если вы наблюдали за движением водоизмещающего судна в воде, то могли заметить, чтоб образуются две волны – носовая и кормовая, чем выше скорость, тем больше становятся эти волны. В какой-то момент они превращаются в одну, в этом случае судно достигло «скорости корпуса».

Скорость лодки (скорость корпуса) в узлах = 1,34 x √(L) (1,34 х корень квадратный длины ватерлинии в футах).*

*Длина ватерлинии (длина по конструктивной ватерлинии — КВЛ) при полной (или характерной загрузке).

длина по конструктивной ватерлинии - КВЛ

В физике эти волны определяются законом физики, который гласит, что скорость серии волн равна 1,34 х корень квадратный длины волн (расстояние между гребнями волн) в нашем случае мы за расстояние между гребнями берем длину ватерлинии.

При расчете по данной формуле следует понимать, что полученное значение следует считать минимально максимальной скоростью судна (корпуса).

В реальности длина ватерлинии может увеличиваться со скоростью, следовательно, увеличивается скоростной потенциал. В случае, если корма спроектирована так, что эффективно сокращает длину кормовой волны, неглубокий корпус обладает небольшим весом, то судно способно подниматься на поверхность воды, глиссировать, в этом случае скорость так же значительно превышает расчетный показатель.

Поделиться

Читайте ещё